Острый шерстяной вопрос
«Курсив» выяснял: почему в регионах Казахстана фермеры вынуждены выкидывать вычесанную со скота шерсть в никуда, а производители шерстяных товаров не могут найти сырье?
Семейчане предлагают казахстанцам обуваться в современную валяную обувь отечественного производства. В 2019 году валяльно-войлочный комбинат в Семее отметит свой 90-летний юбилей. Производство старое, но в последние годы здесь взяли курс на модернизацию. Проблема лишь в одном — в нехватке сырья.
По словам директора ТОО «Роза» Хариса Сайфутдинова, огромная работа была проведена для создания 10 уникальных видов обуви из войлока.
— Сейчас на прилавках магазинов можно увидеть валяные сапожки современного дизайна в различной цветовой гамме, — рассказала производитель. — Пользуются спросом и валеночки, облагороженные мехом нерпы и норки. Своя линия обуви разработана для рабочих. Это уникальные валенки-бахилы, аналогов которым просто нет.
Огромным спросом пользуются и войлоки. Недавно из Семея отгрузили партию войлока-фетра со специальной пропиткой для использования его в тропических условиях. Этот особый вид войлока применяют российские производители вертолетов.
— Проблем со сбытом продукции нет: около 60% уходит в розницу, — пояснил Харис Сайфутдинов. — Мы участвуем в тендерах и поставляем обувь сотрудникам службы ЧС, железнодорожникам и военным. И даже если мы в тендере не участвуем, все равно, в конечном итоге, те предприятия, что выигрывают конкурсы по поставке валяной обуви, приходят за ней к нам на комбинат.
После модернизация мощность производства комбината выросла в несколько раз. Однако выйти на эти показатели мешает большая проблема с поставкой сырья. Нечестная конкуренция с индивидуальными предпринимателями из числа граждан Турции, Китая и Монголии может загубить перерабатывающую промышленность в Казахстане уже через пару лет. Именно так считают казахстанские легкопромышленники.
По словам Сайфутдинова, все индивидуальные предприниматели в Семее, занимающиеся скупкой шерсти, работают по патенту, оформленному на 3 млн тенге в месяц. На самом же деле только в один пункт приема сырья ежедневно привозят товаров более чем на 4 млн тенге.
— На этих сделках государство каждый день теряет около 500 тыс. тенге, потому что они работают исключительно с наличными средствами, — отметил Харис Сайфутдинов. — Проследить движение средств и товаров совершенно невозможно. Ведь индивидуальные предприниматели не отчитываются перед государством за каждый свой шаг, как это требуют с ТОО. Думаю, меня поддержат мои коллеги, давно пора поставить производственников Казахстана в равные условия с индивидуальными предпринимателями.
По его мнению, уравнять условия между конкурентами можно. К примеру, необходимо запретить индивидуальным предпринимателям заниматься закупом сельскохозяйственного сырья. Хочешь заниматься этим видом деятельности — регистрируй ТОО со всеми вытекающими отсюда последствиями, как то: налоговая отчетность, контроль ветеринарной и экологической служб, статистика и многое другое. Но, главное, у них тоже появится налог на добавленную стоимость.
— Почему животноводы сдают шерсть в пункты приема? — разъяснил ситуацию Харис Сайфутдинов. — Цена одинаковая — 110 тенге за килограмм. Но вот я вынужден брать с них еще 10% от сделки на выплату ИПН, которого у индивидуальных предпринимателей нет. Вроде бы речь идет о копейках, а животноводам все равно невыгодно. При этом государство теряет огромные суммы подоходного налога, НДС и всех налогов по заработной плате.
Ну, а для того, чтобы в Казахстане шла цивилизованная торговля шерстью и кожей, вовсе не нужно вводить запреты на вывоз их за границу. По словам производителя, достаточно организовать в стране работу торговых бирж, где можно будет приобретать шесть и любое другое сырье, участвуя на аукционах. Такая практика успешно применяется в Туркменистане и Узбекистане, где нет столь критической ситуации с вывозом сельхозсырья, которая наблюдается сегодня в Казахстане.
фото с сайта fermok.ru