Почему казахстанское зерно теряет свою конкурентоспособность на рынке?
Причины такой ситуации объяснили в НПП «Атамекен» , передает МИА «КазАкпарат».
— Действительно, доля пшеницы, в общей структуре посевных площадей занимает более 55%, — отметила заместитель директора департамента АПК и пищевой промышленности НПП «Атамекен» Жанна Акишева. — Для внутреннего потребления нам необходимо порядка 9-9,5 млн тонн, это в том числе фуражные и несеменные формы. По прошлому году мы собирали порядка 20 млн тонн зерна, в том числе пшеницы около 15 млн тонн. Это еще с учетом экспорта зерна и муки в зерновом эквиваленте порядка 7-8 млн тонн ежегодно экспортировали. У нас средняя урожайность за последние 5 лет не превышала 12 центнеров с гектара. Это получается чуть больше одной тонны. При этом затраты на один гектар составляют по прошлому году 35-40 тыс. тенге. Цена реализационная была практически на том же уровне, получали одну тонну и перекрывали только эти же затраты.
По ее словам, в других странах при таких же осадках урожайность доходит до трех-пяти тонн с гектара. Представители НПП также добавили, что в России за последние годы резко повысили урожайность за счет использования новой более эффективной техники и семян.
-Как альтернативный вариант необходимо переходить на высокодоходные и маржинальные культуры, такие как масличные — лен, рапс, чечевица, картофель, — добавила Жанна Акишева. — С картофеля можно поучать прибыль по 55 тыс. тенге за тонну, а урожайность — до 25 тонн с гектара. Аналогичная ситуация по сое, рапсу. Там в структуре затрат около 15% идет на ГСМ. Это где-то около 30-35 тыс. тенге затраты на один гектар. Это как альтернативный вариант — необходимо переходить на высокодоходные варианты. Эти культуры экспортоориентированные, дают высокий валовой доход и при этом себестоимость затрат ниже.
фото с сайта ростов.рф