Хватит говорить о большом потенциале!

16.08.2022 1 567
генеральный директор компании «KazBeef» Бейбит Ерубаев

Производители мяса в Казахстане ведут большие дискуссии по теме запретного экспорта. Они убеждены, что при сохранении такой тактики будущее отрасли становится под большим вопросом. Свое видение статуса кво в сфере мясного животноводства в Казахстане нам рассказал генеральный директор компании «KazBeef» Бейбит Ерубаев:

«Я уже 12 лет уже в этом бизнесе работаю. В 2009 году мы начинали свой проект. Много ездили по миру, смотрели кто, как и где работает. Приглядывались и внедряли у себя лучшее из увиденного. И за эти годы нам удалось построить вертикально интегрированную компанию, откормочную площадку, мясокомбинат. Генетика важный элемент в развитии животноводства. Но конечным бенефициаром является откорм площадки и на своем примере мы видим результат этой генетической работы. Все бы хорошо, но все равно у нас куча проблем! Не получается вести бизнес так, как получается в Америке!

В Казахстане много проблем. Вот эта непонятная ситуация с экспортом: будут ли открывать границы, какую задачу преследуем вообще. Покупателей меньше, чем предложений, и приходится торговать только внутри страны. И раз предложение превышает спрос, то цена на этих животных падает. В итоге фермеры вынуждены отправлять скот на откорм площадку, либо продавать за дешевые деньги. А при открытых границах спрос будет выше, будем работать над генетикой, будем закупать эмбрионы, быков и т.д.

Мы хотим торговать своим скотом по конкурентной цене. Почему в Америке откормочная площадка и фермер продают скот, базируясь на цене чикагской фондовой бирже, а мы не можем?

Да, за последние два года мы получили высокую цену на живой скот, который сегодня имеется. Но на самом деле она не такая высокая в сравнении с фондовой биржей. И это надо понимать.

Благодаря Узбекистану граница открылась и предложили хорошую стоимость. Понимаете, если бы не эти цены, то мы бы работали себе в убыток. Мы можем привезти любые технологии, постараться внедрить самые современные решения, которые сегодня существуют в мире (что, собственно, в нашей компании и работает). Но это все не окупает себя если нет цены. В таком случае и о породной эффективности говорить не приходится. Ведь цена одна на всех.

Все говорят, что у Казахстана есть экспортный потенциал. И мы не опровергаем это утверждение. Согласны с ним. Ведь фермеры привезли лучшие породы, получилось выстроить откормочные площадки. Однако потенциал то остается не раскрытым. И если сейчас это кардинально не изменить, не сделать возможным настоящий заработок фермеров, то мы так и будем следующие 15-20 лет говорить об этом потенциале.

То, что сейчас происходит в отрасли мясного животноводства в Казахстане вызывает много вопросов, потому что фермер не зарабатывает. При низком ценнике сама отрасль становится непривлекательной. А ведь это тяжелая работа, отнимающая все время — 24/7. Здесь нет праздников и выходных. Такой труд должен вознаграждаться именно ценой на продукцию.

А что мы видим: экспорта нет, внутренний рынок маленький, животных, которых мы закупили в 2010 году (ангусов и герефордов), мы должны отправить на откормочную площадку. Да, как откорм площадка мы будем в плюсе, потому что за счет привесов выйдем. Но это не путь для развития!

По 1125 тенге покупаем как откорм площадка у фермеров, при том, что рыночная цена на чикагской фондовой бирже — 1650 тенге за кг.

У нас есть возможности поставлять товар, который имеет огромный спрос в России, Китае. Нужно просто открыть рынки.

А у нас при закрытых границах по факту то и долгосрочной стратегии нет. Мы не понимаем, что происходит. Один месяц открывают рынки, на другой закрывают.

Если так, то дайте нам высокую цену внутри страны, и мы не будем экспортировать, не будем требовать выход за рубеж. Либо субсидируйте: вместо 200 дайте 400 тенге. А иначе мы так и будем продолжать говорить о перспективах, как это делаем последние 15 лет. Без цены или субсидирования бизнес дальше не пойдет.

Все мы знаем, как работает этот бизнес в Америке: животное от репродуктора идет на доращивание, потом на откорм площадку, а затем на мясокомбинат и на каждом этапе можно зарабатывать. И в Казахстане это возможно.

Нужно понимать, что как фермер начнет зарабатывать, он стане инвестировать в орошение, в инфраструктуру, в пастбища.

Мы все единым голосом призываем: откройте рынок! Как только произойдет разгерметизация, рынок сам цену отрегулирует».

Журнал БОСС-Агро №6 2022 года

Поделиться:

Похожие статьи