Переработчики хотят помочь аграриям с влажным урожаем, но не могут
Костанайские мукомолы, имеющие сушилки и методы по переработке влажного зерна, заявили о своей готовности помочь аграриям, но многие из них столкнулись с не преодолимыми трудностями, которые создали для них «КазТрансгаз Аймак» и АО «КТЖ». И эти вопросы, по словам мельников, они уже не могут решить больше года.
Чиновники обещают выделить льготное топливо для элеваторов и мельников, у которых есть сушилки, чтобы они принимали влажный урожай у аграриев и сушили его. Имеют техническую возможность сушить пшеницу влажностью до 30% владельцы мельниц, им даже не нужны льготные ГСМ, они работают на газе, но у некоторых из них нет техусловий от «КазТрансгаз Аймак».
«Мы купили американскую сушилку, которая в сутки может просушивать порядка 1 тыс. тонн. Работали со многими хозяйствами, но в 2022 году приостановили деятельность, из-за смены горелки и счетчика на газ. Но уже год «КазТрансгазАймак» не выдает нам техусловия, поэтому мы не можем ее запустить. Сушилка есть, но элеватор не может принимать зерно. А нас не слышат», — отметил директор ТОО «Вадиса-М» Сабыр Таиров.
Готовы принимать зерно, проросшее до 15%, и мукомолы, освоившие новые методы работы с ним. Но из-за искусственно созданных проблем, предложить свои услуги аграриям и пока не могут.
Несмотря на то, что с первого сентября на 20 долларов поднялась стоимость перевозки по железной дороге, Костанайское отделение дороги не может ни отгрузить вагоны, ни поставить, ни забрать. По словам переработчиков, уже есть предложения от китайских компаний по фуражным смесям, где используются и проросшие зерновые культуры. Такие линии ставят многие переработчики, но все упирается в логистику. А пока груженые вагоны стоят у ворот, они не могут принимать новое сырье.
«Наша станция «Костанай» не может ни отгрузить, ни вагоны поставить. Я уже два тепловоза купил. У меня 80 вагонов за воротами. И идет ежедневная плата в размере 25 тыс. тенге за их простой. И нигде эти вопросы не решаются. Мне ежедневно звонят покупатели из Афганистана и Узбекистана с вопросами, где их товар. Я вынужден снимать видео, что их вагоны стоят в тупиках и ждут, когда КТЖ даст добро на их отправку», — пояснил ситуацию директор ТОО «Асалия Дулат Шаяхметов.