Депутаты предложили правительству отменить утильсбор на сельхозтехнику
В запросе премьер-министру Олжасу Бектенову депутаты обозначили несколько вопросов и попросили дать конкретные ответы на них. Народные избранники обеспокоены ситуацией по обновлению сельхозтехники в стране и предложили несколько вариантов решения.
В письме они отметили, что, если мы хотим стать одним из главных сельскохозяйственных центров Евразийского континента, нам необходимо использовать новые технологии и современную технику в агропромышленном комплексе. К сожалению, в среднем 76% техники, используемой в сельском хозяйстве, изношено. 95 тыс. из 150 тыс. имеющихся тракторов, и 23 тыс. из 38 тыс. комбайнов находятся в эксплуатации более 16 лет. Если принять во внимание потребность в пяти тракторах и трех комбайнах на 1000 гектаров, то в настоящее время в Казахстане не хватает 65 тыс. тракторов и 43 тыс. комбайнов. А уровень ежегодного обновления сельхозтехники составляет всего 4,59%. На замену только недостающих тракторов и комбайнов уйдет 14-15 лет.
«Просим дать четкий ответ на следующие вопросы: какие конкретные меры приняты Правительством для выполнения задания Главы государства по повышению уровня модернизации сельхозтехники до 10%? Определена ли сумма денег, необходимая для этого и разработаны механизмы. Какие льготы предусмотрены для сельхозпроизводителей?», — отмечено в запросе.
Депутаты добавили, что в стране действуют 10 заводов по производству сельскохозяйственной техники и 8 предприятий по производству самоходной техники. В 2023 году эти предприятия выпустили 5,4 тыс. тракторов, 1 тыс. комбайнов и более 17 тыс. прицепов. То есть они покрывают 80% годовой потребности в тракторах и комбайнах и 30% в прицепах. Но, к сожалению, казахстанское содержание этих тракторов и комбайнов составляет всего 42-44%. Основные запасные части импортируются. Именно поэтому их цена является очень дорогой.
«Например, цена трактора ЅHIPENG-90 мощностью 90 лошадей в Китае составляет 5,9 млн тенге. А цена аналогичного трактора МТЗ-89 нашего производства – 11 млн тенге, что в два раза дороже. Кроме того, современная китайская техника отличается высоким качеством и потребляет меньше топлива. Необходимо рассмотреть пути производства этой техники в нашей стране», — подчеркнули сенаторы.
Депутаты считают, что, если бы существующие препятствия и дополнительные сборы были бы устранены, тоже самое оборудование стоило бы вдвое дороже. Их поражает то, с какой легкостью подавляющее большинство устройств, плугов и культиваторов, дисковых борон, машин и механизмов для приготовления кормов для животных, сеноуборщиков и сеялок, оборудования для посадки рассады импортируются из-за границы.
«Разве мы не можем сами производить такие же агрегаты? В целом, есть ли план или концепция развития отечественного сельхозмашиностроения в Казахстане. Есть так называемый утильсбор, который беспокоит людей, вызывает недовольство. По ситуации на 2024 год объем сбора лома составляет от 370 000 до 7 380 000 тенге за один трактор, от 1 600 000 до 8 300 000 тенге за один комбайн. Средние и мелкие хозяйства, которые не могли себе позволить платить, перестали закупать технику. Они сеют старой техникой и собирают зерно старым комбайном. Негодное оборудование используется на запчасти, а оставшийся металл сдается в металлолом. Какова доля института «Жасыл даму», который является основным оператором и собирает средства? Разве не нелогично взимать плату за утилизацию новой техники до того, как она устареет?», — поинтересовались депутаты.
Народные избранники отметили, что вместо того, чтобы брать из одного кармана государства и складывать в другой, не следует ли наложить экологические обязательства на сами предприятия и освободить их от отходов?
«В целом мы считаем, что государство не проиграет, если упразднит утилизационный сбор за сельхозтехнику», — подчеркнули депутаты.