Интенсивное земледелие и риск новых пандемий
Часто считается, что промышленное сельское хозяйство снижает риск зоонозных заболеваний (передаваемых от животных человеку) благодаря лучшему контролю, биологической безопасности и разделению скота.
Новое исследование, проведенное под руководством Эксетерского университета, изучает влияние социальных и экономических факторов, которые часто упускаются из виду в традиционных оценках. Оно показывает, что последствия интенсификации сельского хозяйства «в лучшем случае неопределенны, а в худшем — могут способствовать возникновению риска инфекционных заболеваний».
Ведущий автор профессор Стив Хинчлифф из Университета Эксетера сказал:
«Пандемия Covid-19 возродила интерес к новым инфекционным заболеваниям, особенно зоонозным вирусам. Риски возникновения и передачи зависят от множества факторов, включая контакт между людьми и животными и то, как мы используем землю. Животноводство играет потенциально значительную роль в этих рисках, формируя ландшафты и предоставляя хозяев, которые могут выступать в качестве источника или усилителей новых патогенов».
Хотя такие риски обычно оцениваются с точки зрения микробиологических, экологических и ветеринарных наук, новое исследование подчеркивает необходимость учета социальных, экономических и политических факторов.
«Болезнь — это всегда больше, чем вопрос передачи патогена, контакта и заражения», — сказал профессор Хинчлифф. «Основополагающий миф интенсивного земледелия заключается в том, что мы отделяем скот от диких животных и тем самым исключаем риск передачи болезней между ними. Но эти фермы существуют в реальном мире — поэтому здания и заборы могут быть повреждены, дикие животные, такие как крысы или дикие птицы, могут проникнуть внутрь, а рабочие перемещаются. Короче говоря, всегда будут несчастные случаи».
Хинчлифф продолжил, заявив, что если принять во внимание социальные, экономические и политические факторы, то риск пандемии, создаваемый интенсивным сельским хозяйством, становится тревожным.
В статье подчеркивается, что расширение интенсивного земледелия и вызванная им деградация окружающей среды являются факторами, которые могут повышать риски. В ней также говорится, что интенсификация приводит к «смешанному ландшафту» с различными методами и типами земледелия, что создает «худший из всех возможных миров с точки зрения риска возникновения инфекционных заболеваний».
Что касается биобезопасности, то в статье говорится, что некоторые фермерские хозяйства считают расходы «истощающими», в то время как региональные различия также оказывают влияние. Например, европейские фермерские постройки могут быть старыми и дорогими в обслуживании, крупные фермы в США, как правило, представляют собой открытые бетонные конструкции с сеткой (чтобы избежать необходимости в кондиционировании воздуха), а в субтропических районах биобезопасность сбалансирована с необходимостью снижения перегрева животных.
«Результатом является далекая от био-сдерживаемой среды», — пишут авторы.
Они также отмечают тесные связи между крупными продовольственными компаниями и национальными органами власти, что говорит о «регулятивном захвате и сложности разделения интересов».
Соавтор доктор Кин Винг (Рэй) Чан сказал:
«Повышение биобезопасности на ферме, стандартизации и эффективности в животноводстве не является панацеей для достижения среды, свободной от болезней. Скорее, нам нужно пересмотреть социально-культурные последствия интенсификации животноводства на планетарное здоровье, экологическую устойчивость и вопросы благополучия животных».
Статья, опубликованная в журнале Royal Society Open Science, озаглавлена: «Понимание роли экономики и общества в относительных рисках возникновения зоонозов у домашнего скота».
Источник: Университета Эксетера