Логистика душит костанайских экспортеров

14.02.2019 4 974
логистика

Высокие транспортные тарифы стали причиной массовых обращений бизнесменов в Палату предпринимателей Костанайской области. Страдают те, у кого есть железнодорожные «тупики». За услугу предоставления подъездного пути предпринимателям приходится платить от 20 до 40 тыс. тенге за вагон, пишет собкор ИА «Казах-Зерно».
Эту проблему они и озвучили на встрече с депутатами. Надо отметить, что вопрос этот поднимается костанайцами уже не первый раз.
— АО «ЦТС» в 2018 году стало собственником участка железной дороги. Ко многим предприятиям города — их более 30 — железнодорожный путь пролегает через этот участок, — выступил заместитель директора Палаты предпринимателей Костанайской области Самат Садвакасов. — И если раньше предприниматели ничего не платили КТЖ за прохождение этого участка, то в настоящее время их заставляют заключить договор с АО «ЦТС» и оплачивать им услугу предоставления подъездного пути по тарифу 2250 тенге за вагоно-километр.
Тариф для предпринимателей непосильный. Для сравнения: другим владельцам аналогичных путей в том же районе города местный антимонопольный орган утвердил тариф до 1000 тенге за вагоно-километр.
Непонятны бизнесменам и расчеты АО «ЦТС». Даже если предприниматель использует только часть пути, компания требует оплачивать за всю протяженность. К примеру, ТОО «Костанайнефтепродукт» при доставке на свою базу вагонов-цистерн занимает чуть больше 300 метров, а платить вынуждено за все 2 километра.
— Здесь же сидят и владельцы тупиков, которые прекрасно знают, сколько стоит содержание путей, поэтому ясно, что расценки у ЦТС необоснованные, — сказал заместитель директора ТОО «КостанайЗерноПродукт» Сергей Панарин. — И действительно, дифференциация быть должна. Добро бы они получили пути с деревянными шпалами, которые требуют затратных ремонтов, но мы же знаем участок, шпалы бетонные, могут десятки лет лежать без копейки вложений.
— Логистика нас душит, — высказался директор мукомольного предприятия ТОО «Асалия» Дулат Шаяхметов. — Это огромные затраты. Если несколько лет назад в год на транспортные расходы я тратил 500-600 млн тенге, то сейчас вынужден платить 2,5 млрд. И это касается не только ЦТС. В 5 раз увеличили тарифы! При этом местных вагонов нет, используем российские.
На местном уровне вопрос решить не удалось, поэтому предприниматели попросили пересмотреть тариф АО «ЦТС» на центральном. Азат Перуашев пообещал подключиться к проблеме.
— Несколько лет назад этот вопрос уже поднимали, — отметил Азат Перуашев. — Были возбуждены административные дела, однако в суде иски были проиграны. Все хотят заработать, но если тарифы вырастут до неразумных пределов, проще будет бизнесменам не работать. Поэтому мы готовы со своей стороны подключиться.
Еще несколько предложений от имени костанайского бизнеса озвучила эксперт РПП Жибек Сиитова: «Предприниматели просят разработать комментарий к Налоговому кодексу РК, с примерами, без отсылочных норм. Сложный текст Налогового кодекса РК приводит к непониманию его норм как бизнесом, так и налоговыми органами. Имеются случаи, когда разъяснения, полученные на местах, не совпадают с разъяснениями вышестоящего органа».
Также сельхозтоваропроизводители области просят ввести Единый сельскохозяйственный налог для юридических лиц, который объединил бы 8 налогов (корпоративный подоходный, земельный, социальный, налог на имущество, налог на транспорт, плата за эмиссию в окружающую среду, НДС). Такой подход позволит избежать путаницы и сэкономить время, считают предприниматели.
Азат Перуашев поддержал это предложение и обещал направить депутатский запрос. В свою очередь депутат Мажилиса Берик Дюсембинов также пообещал вступиться за сельхозтоваропроизводителей. Он также выслушал претензии мукомолов и пообещал законодательно поддержать мукомольную промышленность. По некоторым данным, за последний год в Костанайской области закрылось 18 мельниц. Не выдерживают большую конкуренцию, как правило, мелкие мукомольные организации.
— Узбекистан закупает наше зерно, плюс у них льготы для производителей муки и льготный транспортный тариф на их территории, — говорит директор ТОО «Атамекен-Дос» Аскар Жабаев. — А мы сначала должны произвести муку из зерна, затем дорогая транспортировка до границы, через Узбекистан проехать очень дорого, чтобы доставить ее в Афганистан. Государственная программа «Өндіріс» была очень хорошая. Она более удобная для нас. Мы оплачиваем 6 процентов, но лимит там 1,5 млрд на одно предприятие на год. Мы сейчас его выбрали. Все, лимит закончился и дальше нельзя возобновить. А в программе «Дорожная карта бизнеса-2020» для нас места не нашлось.
— Костанай — хлебный край, поэтому нельзя допустить, чтобы предприятия мукомольной отрасли закрывались, — отметил Берик Дюсембинов. — Это трагедия для Казахстана. Мы должны законодательно поддерживать их и обязательно будем работать над тем, чтобы наши компании работали во благо страны.
Аскар Жабаев предложил депутату внести в законодательном порядке лимит экспорта зерна для соседних стран. По его мнению, это улучшило бы ситуацию в экспорте мукомольных изделий в конкуренции с соседними странами. Но идея эта, понятное дело, утопическая.
фото с сайта galeonlogistic.com

Поделиться:

Похожие статьи