Как изменился спрос на органическую продукцию в Казахстане за 5 лет

06.03.2024 746
органические продукты

Увеличивается интерес к натуральным и качественным продуктам. Узнаваемость и доверие к маркированной органической продукции растёт. Потенциальная готовность платить больше, но сдержанная покупательская активность.

(АПД Казахстан) — Германо-Казахстанский аграрно-политический диалог (АПД) представляет результаты обширного исследования потребительского спроса на органическую продукцию в Казахстане, проведенного на основе опроса потребителей и продавцов в городах Алматы и Астана в декабре 2023 года.

Исследование позволило выявить важные тенденции и перспективы развития внутреннего рынка органической продукции. Всего было опрошено 1600 потребителей старше 18 лет (по 800 в Алматы и Астане). Также в качестве респондентов были включены 60 предпринимателей, работающих на «Зелёном базаре» в г. Алматы и на рынке «Артем» в г. Астана. Это уже второе исследование. Первичный опрос потребителей проводился в 2019 году. В 2023 году был добавлен блок вопросов для предпринимателей. Исследование проведено по инициативе Союза Производителей органической продукции Казахстана при финансовой поддержке проекта Германо-Казахстанский аграрно-политический диалог.

Одним из ключевых выводов исследования является то, что более двух третей участников опроса знают, что такое органическая продукция. Однако каждый третий респондент все еще не знаком с этим понятием, что подчеркивает необходимость увеличения осведомленности в обществе.

Выяснилось, что наиболее информированными органической продукцией являются жители города Алматы, и особенно женщины старшего возраста с высшим образованием и с доходом выше среднего. Основные причины в пользу покупки органической продукции, которые называют покупатели, это ее польза и натуральность, выращивание без вредных химикатов.

Узнаваемость и доверие к продукции с логотипом «Органик» продолжает расти. Увеличение уровня доверия до 72,9% против 48,3% в 2019 году свидетельствует о растущем интересе к натуральным и качественным продуктам.

Касательно потребительского поведения, можно отметить, что участники опроса проявляют интерес к органической продукции, но их покупательская активность остается невысокой, преимущественно из-за высокой цены и нехватки информации о продукции. Большинство респондентов 73,8% готовы переплачивать за органическую продукцию, но не более 10% и только 3% готовы переплачивать 30% и более.

Значительная доля опрошенных предпринимателей уверена, что самыми важными характеристиками продуктов питания для потребителей являются их стоимость и срок годности. Все другие характеристики являются менее важными.

58% продавцов знают или слышали, что такое органическая продукция. Наиболее распространенной маркировкой среди реализуемой экологической продукции является маркировка со словом «Органик». Чаще всего среди продукции «Органик» реализуют растительное масло; снэки (батончики, чипсы, мюсли и т.п.); крупы; фрукты; ягоды; сухие приправы; чай; сухофрукты; мед.

Предприниматели, занимающиеся продажей органических продуктов, выражают готовность дальнейшей работы в этом сегменте рынка, при условии разумного подхода к ценообразованию. По их оценке, повышение цен на органическую продукцию от средней возможно до 10%.

Исследование также выявило различия во взглядах предпринимателей из Алматы и Астаны, что подчеркивает необходимость учета региональных особенностей при разработке маркетинговых стратегий.

Поделиться:

Похожие статьи