Конец бюрократии

10.01.2018 8 397
Курманов

В Казахстане стартует автоматизированная система субсидирования удобрений.
Заявленная государством автоматизированная система выплаты субсидий, наконец, будет запущена. Об этом в интервью рассказал главный специалист АО «Информационно-учетный центр» Азамат КУРМАНОВ.
— Азамат, давно говорят о необходимости внедрения автоматизированной системы субсидирования, именно как о «средстве» от бюрократии и коррупции. На самом деле бюрократии станет меньше?
— Электронный формат полностью исключает бумажный документооборот. Это само по себе хорошее достижение. На два дня сократится время рассмотрения заявки. Ещё одно преимущество – для подачи заявления на субсидирование фермеру не нужно ехать в райцентр или областной центр – заявку можно подать, не выходя из дома. Нужно для этого иметь ЭЦП, вот, собственно, и всё.
В теории всё всегда звучит гладко. Но как быть с качеством того же интернет-соединения? В отдаленных аулах все-таки с этим проблемы…
— Были такие опасения. Но если судить по работе системы электронных зерновых расписок – то проблем не должно возникнуть. Во всяком случае до сих пор фермеры пользовались электронными зерновыми расписками удаленно и таких проблем нет.
— Как выглядит сам процесс субсидирования? Объясните пошагово и простым «человеческим» языком?
— Если говорить о процессе субсидирования с точки зрения удобства для фермера – то тут всё просто. Человек имеет ЭЦП. Он уже приобрел или заключил договор с заводом на поставку удобрений. Чтобы получить субсидии ему необходимо зарегистрироваться на портале minagro.kz с помощью ЭЦП и подать заявку. Заявка по форме и содержанию, по сути, та же что и в бумажном виде. Но здесь есть одно существенное отличие. Раньше специалист управления, отдела сельского хозяйства должен был верить данным, которые внес фермер. У него не было возможности оперативно перепроверить сведения, если он их вообще проверял. Теперь проверять данные будет автоматизированная система, анализируя данные, поданные аграрием и сопоставляя их с базой физ- и юрлиц, с земельным кадастром, регистром недвижимости, электронными счетами-фактурами и так далее. То есть система сама проверит правдивость информации и после успешного прохождения проверки, заявитель может быть уверен на 100%, что субсидии он получит.
— То есть если уж система приняла заявку, то деньги фермер получит точно?
— Да, можно сказать и так.
— Раньше было по- другому?
— Раньше, фермеру могли отказать по тем или иным причинам. Скажем, субсидии в районе могли негласно поделить среди «своих». Так что другим не оставалось и им формально отказывали. В автоматизированной системе «своих» и «чужих» уже нет. Подал заявку, она прошла, значит, гарантированно будут и деньги. При этом, выплата субсидий будет производится строго по очередности поступления заявок, то есть заявку нельзя будет ускорить или притормозить.
А может прийти отказ?
— Да. Дело в том, что есть нормы внесения удобрений, утвержденные Министерством сельского хозяйства. Условно, если на определенную площадь согласно нормам необходимо 10 тонн удобрений, заявить на субсидирование 15 или 20 тонн уже невозможно. Такие заявки будут отсеиваться уже на стадии подачи. Это ещё одно из преимуществ нового механизма. Это исключает коррупционную составляющую. Анализ субсидирования удобрений прошлых лет показал, что риск коррупции был, хотя за конкретными фактами вам лучше обратиться в правоохранительные органы. Скажем, это не наша компетенция. Хотя выявлять такие факты сейчас очень легко, благодаря как раз таким системам, о которой мы сейчас говорим.
— Сколько пользование системой будет стоить для фермера?
— Бесплатно.
— Но за чей счет банкет, все-таки?
— Для региональных властей, то есть управлений сельского хозяйства, допуск к использованию системой обойдется всего в 1 МРП, то есть 2 405 тенге в год. Дело в том, что мы планируем развивать новые сервисы и внедрять Fintech. Так, например, планируется реализовать кабинет заводов производителей для онлайн продажи удобрений, при этом за пользование сервисом будут платить заводы. Таким образом, коммерциализация проекта будет осуществляться за счет дополнительных сервисов, а не за счет нагрузки на бюджет и на сельхозтоваропроизводителей при субсидировании. В любом случае, внедрение подобной системы – это огромная экономия, как для фермеров, так и для бюджета. В конце концов, на местах специалисты управлений и отделов сельского хозяйства смогут более рационально использовать своё рабочее время, не принимая кучу бумаг и не занимаясь их заполнением.
— Вы всё очень гладко рассказываете. Такое ощущение, что никаких проблем не было и не будет…
— Конечно, вопросы были и есть, но они технического характера. Они решаются. Это, скажем так, программная часть о которой не нужно знать рядовому обывателю. Это как часы. На циферблате мы видим движение лишь нескольких стрелок. Просто и понятно. Но если заглянуть внутрь, за циферблат — там куча шестеренок, механизм завода, приводов, пружин. Аналогично и в нашей системе. Для конечного пользователя – фермера, всё просто. Он зарегистрировался в системе. Он купил на заводе удобрения. Он подал заявку на субсидирование. Он субсидии получил. Всё остальное – это как раз те самые «шестеренки» и «пружины», работа которых важна, но не видна. Не думаю, что информация о технической части системы настолько важна для рядового обывателя и фермера.
— Все-таки, если исходить не только из интересов фермеров. Что из себя представляет вся система? Хоть в общих чертах.
— Во всех регионах были определены специалисты управлений сельского хозяйства, у кого будет допуск к системе. Круг ограничен в целях информационной безопасности. Во-вторых, оператором, то есть АО «Информационно-учетный центр» в систему были внесены перечень удобрений, нормы их внесения, а также нормативы субсидирования. Данные предоставлены Министерством сельского хозяйства РК, Министерством инвестиций и развития РК и акиматами областей. Это всё загружено в систему. Она сама проверяет и сопоставляет данные заявителя, электронные счета-фактуры, выписанные заводами-изготовителями удобрений, а также данные земельного кадастра, базы физ- и юрлиц, о которых я уже упоминал. Если всё нормально, система формирует счета на оплату для казначейства, которые и переводят деньги на счета фермера либо завода. Здесь поясню: если фермер заключил договор поставки, но по факту удобрения ещё не получил – он заполняет так называемую «переводную заявку», которая становится доступной в «личном кабинете» завода на портале системы minagro.kz. В чем её плюс для фермера? По ней субсидии получает завод, а фермер оплачивает удобрения с учетом субсидий. У переводной заявки есть срок исполнения, в который завод должен поставить удобрения фермеру. Если он не поставил в срок, то заявка отменяется и завод субсидии не получает. Это дисциплинирует заводы.
С какого конкретно числа фермерам можно будет пользоваться данной системой субсидирования?
— с 1 февраля. Эта дата определена правилами субсидирования, а, точнее, приказом министра сельского хозяйства «Об утверждении Правил субсидирования стоимости удобрений (за исключением органических)» от 2015 года, с последними изменениями. В этих правилах подробно расписан весь механизм, и те, кому интересно, могут с ними ознакомиться в юридической базе по ссылке http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700015911#5.
Пресс-служба АО «ИУЦ»

Поделиться:

Похожие статьи