Зерновой союз рассказал о некоторых перспективах отечественной зернопереработки

26.07.2021 4 086
пшеница

На прошлой неделе Зерновой союз Казахстана предложил участникам рынка зерна и госорганам совместно выработать комплекс мер регулирования рынка в в сезоне 2021/22 года. Об этом мы писали здесь. Сегодня в продолжение этой публикации Союз предлагает к обсуждению некоторые выводы, в том числе сформулированные из выступлений в СМИ отечественных мукомолов, пишет БОСС-Агро.

«Как известно, Зерновой союз представляет интересы не только производителей и экспортеров зерна, но и своих участников, занимающихся переработкой зерна и масличных культур с собственной сырьевой базой. Поэтому в продолжение к ранее опубликованным материалам предлагаем к обсуждению некоторые выводы, в том числе сформулированные нами из выступлений в СМИ отечественных мукомолов.

Данная публикация преследует цель начать конструктивное обсуждение перспективы отечественной зернопереработки и определить ее направления, объективно требующие принятия мер государственной поддержки.

Понимаем, что наше видение ситуации может быть не поддержано некоторыми мукомолами, но надеемся, что при желании они смогут аргументированно выразить свою собственную позицию.

Итак.

1) На казахстанском рынке наблюдается переизбыток мощностей по производству муки и, связанные с этим, высокая конкуренция, низкая загруженность мощностей, снижение доходности мукомолов. Причина этому — высокие темпы ввода новых перерабатывающих мощностей в прошлые годы и переоцененный потенциал рынка муки. Добавим сюда сокращение внешнего спроса на муку в связи с созданием собственной мукомольной промышленности на наших традиционных рынках сбыта зерна и муки, отсутствие собственной сырьевой базы у многих отечественных мукомолов, высокие мировые и внутренние цены на зерно, развитие глубокой переработки зерна в соседних с нами странах и тогда мы приблизимся к оценке перспектив казахстанского мукомолья.

2) Казахстанские мукомолы, не имеющие собственную сырьевую базу (а их большинство) полностью зависят от внутренних закупочных цен, которые формируются и поддерживаются за счет платежеспособного спроса зернотрейдеров и мукомолов. Некоторые из мукомолов могут полагать, что если административным способом создать проблемы зернотрейдерам, то они получат конкурентное преимущество при закупе зерна на внутреннем рынке по устраивающим их ценам.

3) Одним из эффективных спасительных мер некоторые казахстанские мукомолы считают регулирование экспорта зерна посредством введения экспортных пошлин, квот, запретов на вывоз зерна и так далее. Это, на их взгляд, позволит мукомолам увеличить свои доходы за счет закупа сырья на внутреннем рынке по удобным им ценам и увеличения ими экспорта муки и отрубей. Получается, что десятки тысяч участников зернового рынка (производители, зернотрейдеры, сервисные компании и другие), на которых отразятся все прелести ограничения экспорта зерна, должны с пониманием отнестись к желанию некоторой части мукомолов (при общем количестве мукомолов не более 170 предприятий) получать стабильный доход, сохранить и развивать свой мукомольный бизнес.

4) Недавнее решение, направленное на обеспечение кормами отечественного животноводства, предполагает запрет на вывоз сена, сенажа и силоса, квотирование фуражной пшеницы и ячменя. Но ни слова в этом решении не сказано о квотировании или запрете на вывоз пшеничных отрубей, зерноотходов (дробленное зерно), комбикормов. Получается, что и десятки тысяч животноводов теперь участвуют в поддержке казахстанского мукомолья.

5) Казахстанское зерно является основным сырьем для мукомольной промышленности Узбекистана и Таджикистана, которые рассматривают Афганистан рынком сбыта своей муки. При этом Афганистан также заинтересован в загрузке своих перерабатывающих мощностей, в том числе пакистанским и казахстанским зерном. Естественно, что эти страны могут иметь планы по сдерживанию, а затем и вытеснению казахстанской муки на своем внутреннем и экспортном рынках.

6) Попытка ограничения поставок казахстанского зерна в Узбекистан, Таджикистан и Афганистан потенциально может принести краткосрочный эффект для повышения конкурентоспособности казахстанских мукомолов. Краткосрочный, поскольку даже в течение действия таких мер, не говоря уже о дальнейшей перспективе, эти страны предпримут шаги по замещению казахстанского зерна российским. Следовательно, ограничение экспорта зерна не принесет ожидаемых результатов для казахстанских мукомолов, но существенно подорвет состояние отечественного зернопроизводства и зернового рынка в целом.

Теперь о главном. На фоне каких основных тенденций на зерновом рынке мы обсуждаем перспективы казахстанского мукомолья.

Казахстанский рынок

1) Ежегодный рост производственных затрат на 1 га составляет в среднем 20%, по некоторым товарным позициям он доходит до 40%. Это приводит к росту себестоимости зерна, особенно при снижении его урожайности. Помимо иных факторов, рост затрат обусловлен также наличием таможенных пошлин на пестициды, сельхозтехнику и запчасти к ним, а также размером утилизационного сбора, наличием других неактуальных платежей с субъектов АПК, объемы которых не значительны для цели пополнения доходов госбюджета, но крайне чувствительны для сельхозтоваропроизводителей. На наш взгляд, есть целесообразность госорганам изучить возможность их отмены и оценить влияние такого решения на повышение доходности зернопроизводителей.

2) Каналы сбыта произведенного зерна ограничены. Внутренний спрос поддерживают лишь зернотрейдеры и мукомолы, наблюдается нестабильный или недостаточный уровень спроса со стороны субъектов глубокой переработки зерна, кормопроизводства, переработки зерна на технические цели (спирт). Экспорт ограничивается локальным рынком, в основном это страны Средней Азии. В отдельные годы открываются возможности экспорта в Иран и КНР, но объемы экспорта в эти страны не стабильны, поскольку их импорт диверсифицирован за счет поставок российского зерна в Иран и других мировых экспортеров в КНР.

3) Доходность отечественного зернопроизводства снижается. Оно держится только благодаря высоким мировым и внутренним ценам, сложившимся в последние годы. Наступление одного неблагоприятного года по урожаю, снижение мировых цен на зерно, сокращение спроса на зерно со стороны наших традиционных рынков или непродуманное регулирование экспорта зерна приведет к заметным последствиям, которые сразу обнажат все нерешенные проблемы в зернопроизводстве. Тогда меры по восстановлению хотя бы прежнего уровня потребуют огромных ресурсов.

Фактор российского рынка зерна

1) В последние годы наблюдается стабильный рост урожайности и объемов производства зерна, относительно низкая себестоимость и высокая рентабельность зернопроизводства, в том числе в приграничных с Казахстаном регионах.

2) Увеличение экспортного потенциала зерна и относительно ограниченные каналы его реализации у зернопроизводителей приграничных с Казахстаном регионов может повлиять на их доходность. В таких условиях власти Российской Федерации могут открыть для своих экспортеров из приграничных с Казахстаном регионов доступ на рынок среднеазиатских стран.

Страны Средней Азии

Нам предстоит быть готовыми к последствиям от вступления Узбекистана и Таджикистана в ЕАЭС. Рынки только этих двух стран ежегодно потребляют более 50% (от 3 до 4,5 млн тонн) экспортного потенциала казахстанской пшеницы и поддерживают наши внутренние цены благодаря традиционному спросу.

Вступление в Союз позволит импортерам из этих стран ввозить пшеницу и другое зерно из Российской Федерации без уплаты транзитных ж/д тарифов и таможенных пошлин. В настоящее время, в основном только это сдерживает масштабные поставки российского зерна на рынки стран Средней Азии через территорию Казахстана. Как показывает опыт, вступление Кыргызстана в ЕАЭС отразилось сокращением вдвое объемов экспорта казахстанской пшеницы и муки в эту страну и теперь новый уровень экспорта сохраняется последние годы.

Узбекистан и Таджикистан заинтересованы в диверсификации импорта сырья для своей мукомольной промышленности, достижении уровня самообеспеченности в муке и увеличении ее экспорта, в том числе на афганский рынок. На фоне ежегодного удорожания импорта казахстанской пшеницы вступление этих стран в ЕАЭС в среднесрочной перспективе является вполне реалистичным. В такой ситуации нам предстоит либо сократить объемы производства пшеницы вследствие изменения спроса с их стороны, либо при сохранении текущего объема производства готовиться к существенному снижению внутренней цены и рентабельности производства пшеницы. Перераспределение потоков экспорта казахстанской пшеницы из Средней Азии в Иран и КНР в объеме более 3 млн тонн видится очень маловероятным.

В случае вступления Узбекистана и Таджикистана в ЕАЭС тем более придется пересмотреть перспективы казахстанского мукомолья по наращиванию экспорта муки в Афганистан и страны Средней Азии. Поскольку Узбекистан и Таджикистан, получив альтернативный канал импорта сырья, а также имея эффективные меры поддержки своих мукомолов будут всеми доступными способами сдерживать казахстанских экспортеров муки. И эта станет уже проблемой не конкретного года, а логическим финалом устоявшейся в последние годы тенденции, которую отчасти подтверждают и сами мукомолы.

Исходя из изложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Учитывая текущее состояние отечественного зернопроизводства, потребуются стратегическое видение и решительные меры для его подготовки и адаптации к ожидаемому воздействию внешних факторов (конкуренция с российским зерном на среднеазиатских рынках, сокращение объемов экспорта и снижение внутренних цен на зерно).
  2. Важно развивать конкурентное преимущество казахстанского зерна, в том числе объективно оценить целесообразность действия уже принятых решений (введенные импортные пошлины, утилизационный сбор и тд) и крайне осторожно подходить к принятию решений для стимулирования экспорта муки (экспортные пошлины, квоты и запреты на экспорт зерна).
  3. Нужно определиться с перспективой отечественной зернопереработки и на этой основе реализовать комплекс мер государственной поддержки. В первую очередь, оказать содействие зернопереработчикам в создании собственной сырьевой базы.
  4. Далее вести речь о стимулировании экспорта не муки, а производства и экспорта продуктов следующего передела и продуктов глубокой переработки зерна.
  5. Стимулировать отечественных зернопроизводителей выращивать различные виды сырья для таких производств.

Безусловно, это не полный перечень вопросов и решений, которые необходимо обсудить участникам рынка. При этом времени для конструктивного обсуждения, а тем более для принятия и реализации правильных решений остается немного.

Зерновой союз Казахстана призывает коллег к диалогу!»

Поделиться:

Похожие статьи